Princess of Spades, 21 год
Санкт-Петербург, Россия
Считаете ли вы, что стремление заниматься своей внешностью - результат
патриархального и капиталистического давления на женщин? Согласны ли со
статьей:
«
Женщина, которая проверяет свой макияж полдюжины раз на дню чтобы увидеть, не
осыпается ли её тональная основа или не потекла ли тушь, которая беспокоится о
том, что ветер или дождь могут испортить её прическу, которая часто следит за
тем, не сползли ли её чулки на лодыжки и которая, чувствуя себя толстой,
тщательно следит за тем, что она ест; эта женщина стала контролирующим себя
субъектом, посвящённым беспощадной слежке за самой собой существом так же
верно, как и стала заключённой Паноптикума.
Эта слежка за самой собой — вид подчинения патриархату. Это также и отражение в
женском сознании факта слежки над Ней в тех аспектах, в которых слежке не
подвергается Он, отражение того, что чем бы Она ни стала, Она в первую
очередь — тело, созданное для того, чтобы нравиться или волновать.
— Сандра Ли Бартки, "Фуко, женственность и монетизация патриархальной
власти"
Многие женщины нашего мира сейчас материально обеспечены, образованы и обладают
прежде недоступными для них правами, но по-настоящему свободными себя не
ощущают. И им все труднее загонять вглубь подсознания чувство, что это чувство
свободы как-то связано с вопросами, на которые вообще не стоило бы обращать
внимания. Многим женщинам стыдно даже самим себе признаться в том, что
тривиальные проблемы с внешностью, телом, лицом, волосами или одеждой играют
для них столь важную роль.
Однако, несмотря на стыд, чувство вины или полное отрицание существования этих
проблем, мы иногда задаемся вопросом: а что, если дело вовсе не во мне, не в
том, что я безнадежная неврастеничка, а в том, что на карту поставлен выбор
между моей свободой быть собой и навязываемыми мне обществом стандартами
красоты?
— Наоми Вульф, “Миф о красоте”
Самое распространенное оправдание для всевозможных (часто болезненных или
дорогостоящих) практик коррекции и приукрашивания тела – «хочу быть
красивой для себя». Так говорят те, кого уже вконец застыдили за
стремление быть вкусной и привлекательной для мужских особей. «Да для себя
я! И ботокс мне врачи прописали!»
Естественно, такие всплески наивности быстро испаряются под прицелом здравых
сомнений и насмешек феминистской публики, и из кладовки вынимается более
замысловатая длясибятина. Бесконечное исправление внешности обрастает, как
днище у каравеллы, целой кучей правдоподобных обоснований. И все мы про них
слышали. Это и польза от каблуков, и необходимость (!) выглядеть молодой, и
гигиена (брови надо общипывать, а то там разведутся кишечные палки) и совсем уж
дикие измышления вроде «женщина без парфюма...».
И все – для себя. «Я крашусь, чтобы чувствовать себя уверенной».
«Я ношу каблуки 12 см потому что они страшно удобны». «Я брею
ноги, потому что люблю аккуратность». И так далее.
Однако тут же возникает вопрос – почему красятся «для себя» строго
определенным образом и только в районе лица? Почему никому не приходит в голову
расписать свою задницу под гжель и наслаждаться фактом (для себя же)? Сбрить
страшно негигиеничные волосы на голове и заполировать лысину антисептиком?
Надеть повышенной удобности шпильки и прогуливаться из кухни до сортира?
Определить, осуществляем ли мы то или иное действо для себя – очень легко,
проще некуда. Это то что мы делаем дома в гордом одиночестве либо в компании
ближайших, родных людей. Наш вид, наше поведение, наши привычки там, где на
нас не смотрит общество – это и есть для себя. Это то, как мы одеваемся на
даче с подружками (шорты-шлепанцы), как ведем себя дома в блаженном одиночестве
и как выглядим, сидя перед компом и читая новости.
Итак, вывели – мы наряжаемся и корректируем так называемые изъяны красоты в
основном для общества. И на этом многие и успокаиваются – мол, не пойду же я на
собеседование в наряде блудного грибника, мол, мы все живем в социуме, мол и
к мужчинам тоже требования, все справедливо…
И сразу же, следите за руками, происходит фокус-покус– ага, феминистки, вы,
значит, предлагаете ходить на работу с грязными пятками, сволочи!
С помощью таких передергиваний очень удобно свернуть всякий анализ, утвердиться
в своей правильности и… повысить прибыли индустрии красоты.
Но мы продолжим. Как узнать, что мы одеваемся-бреемся-красимся не потому, что
того требует общество, а потому что того требует общество только от женщин (то
есть требование – дискриминационное)? Как узнать, по своему ли желанию мы
костыляем на каблуках и бреем эти зловещие подмышки, и действительно ли это
наше искреннее желание?
Для этого не нужны научные степени и оконченные академии. Сначала возьмем да и
сравним среднего мужчину и среднюю женщину. От мужчин общество тоже требует (как
некоторые уверяют) ого-го каких страданий: рожу брить и носки менять. То есть
требуют выглядеть: а) аккуратно и б) соответственно месту и ситуации.
От женщин требуется, помимо вышеуказанных пунктов:
в) выглядеть молодо (как можно моложе! еще моложе! вы все еще недостаточно
молоды!);
г) удалять природную растительность не только на лице, но и на теле (и
обязательно специальными средствами, процедурами и аппаратами, иначе кто будет
кормить армию производителей воска и лазера?);
д) носить неудобные одежду, обувь и прически (то есть выглядеть женственно,
это – суть и смысл внешней стороны женственности);
е) делать маникюр и макияж (данные от природы лицо и руки – уродливы, их надо
исправлять, носить натуральное – позорно);
ж) иметь определенный вес и длину волос, цвет бровей и ресниц (то
есть натуральным блондинкам необходимо рисовать себе брови и ресницы, чтобы
выглядеть нормально, понимаете шутку юмора?);
з) корректировать форму тела с помощью разных ухищрений типа бюстгальтеров с
поролоном или утягивающих колготок;
и) приятно пахнуть (всеми силами уничтожать и заглушать свой естественный
запах);
к) всегда иметь при себе запас средств для устранения неполадок и поддержания
красоты (расчески-салфетки-тампоны-помады-запасные колготки);
л) закрашивать седину (седина украшает только мужчин, а дура-природа наградила
ею и женщин).
+ сюда можно добавить требования к разным социальным и возрастным группам и
к ситуациям (выпрямление волос для черных, пирсинги-татуировки-сине-красные
волосы для подростков, фасоны пальто для пенсионерок, свадебные платья,
купальники, корпоративные дресс-коды, запекание в солярии, пластические
операции и так до бесконечности).
И все эти процедуры, как утверждается, мы, женщины, делаем исключительно
добровольно, поддаваясь непреодолимому желанию (обмазаться горячим воском,
например), а страсть к подобным деяниям у нас вшита прямо в ДНК.
Искренность и действительную длясебяшность всех этих потуг тоже можно выявить
без особых усилий. Во-первых, чисто статистически. Разве может быть, чтобы
разные женщины, каждая со своими вкусами и потребностями (одна любит Кафку,
другая артишоки) на 146% совпадали в желаниях по части внешности? Все в едином
порыве, как конь при звуках боевой трубы, встали с утра и захотели красить
ресницы и носить узкие туфли? Не может такого быть, потому что не может быть
никогда.
Во-вторых, проверить можно экспериментально. Взять и вообразить себя такой
женщиной, которая не хочет. Притвориться нехотящей, потерпеть – чисто для
статистики. И попробовать с полгодика походить с сединой, в [свободной и
удобной] мужской одежде и обуви, без макияжа, украшений, духов, с косматыми
ногами, без лифчиков, причесок, диет и жеманства. Или взять да и явиться в
офис в мужском деловом костюме, стрижке и даже, согласно требованиям гигиены,
с бритой физиономией. И посмотреть, можно ли в нашем обществе не только делать
для себя, но и не делать для себя. Общество, я думаю, быстро покажет в какую
сторону полагается хотеть.
Так что вывод – чтобы быть уверенной, что вы что-то делаете исключительно для
себя, нужно проверить, а можно ли этого не делать? Если
неделание ненаказуемо – значит вы делаете это исключительно добровольно. Многие
мужчины бреют эти пресловутые подмышки, что часто любят приводить в пример.
Однако! Если мужчину застукают с торчащими из подмышек лохмами, то его фото не
будут расходиться по соцсетям, над ним не будут глумиться на три тыщи коментов,
его не будут стыдить родственники и друзья. Вот так-то.
Следовательно, если неделание наказуемо – значит вас заставляют, значит,
«для себя» – всего лишь иллюзия и самообман. И, хотя отказаться
одним махом от всего, навязанного обществом трудно и чревато, полезно хотя бы
знать и понимать механизмы этого навязывания.
«Мне так нравится! Это мой личный выбор! Я чувствую себя
комфортнее!» – мы все не раз сталкивались с подобным явлением: кто-то
наблюдала со стороны, кто-то и сама была подвержена его влиянию. Из-за
искаженного восприятия пресловутое «желание» морозить ноги в
тонюсеньких колготках видится своим и не подвергается никакой критике. Поэтому
ни для кого не секрет, что «длясибя» – глубоко засевший паразит с
очень цепкой хваткой. Совсем другой вопрос – откуда же он берется? Почему вред
себе так отчаянно выдается за собственное осознанное решение?
По теме конформизма (адаптивное поведение, при котором принятые в обществе
нормы всецело принимаются человеком и не оспариваются) проводился эксперимент:
испытуемым следовало выбрать фотографию с наиболее привлекательным по их мнению
лицом. Далее их оповещали о выборе остальных. Если результат не совпадал с
ответом большинства, в определенных областях мозга возникал сигнал
«ошибки предсказания вознаграждения» (сигнал ошибки, ОП-сигнал).
ОП-сигнал – сигнал, возникающий при обучении с подкреплением (наградой). В
данном случае в роли награды, которая завязана на получении дофамина,
выступает социальное одобрение. Нет награды – есть «ошибка
подкрепления». В дальнейшем для ее получения поведение корректируется, а
существующие установки начинают приниматься за свои. Как вы уже догадались,
подавляющая часть испытуемых спустя время меняла свою позицию в пользу
большинства.
Другой эксперимент был связан непосредственно с зонами, в которых была замечена
активность при возникновении ОП-сигнала. При подавлении таких зон испытуемые
реже изменяли свое решение. При искусственной стимуляции – чаще. То есть, при
самостоятельном отслеживании мы также можем оставаться при своем мнении.
Стоит добавить в уравнение значение ещё одной переменной – украшательства – и
небо проясняется. В еще юном возрасте появившиеся волосы на теле не приносят
психологического дискомфорта. Как можно? Ведь если их ерошить под водой,
маленькие пузыри причудливо разлетаются во все стороны! Однако сделанное
открытие завораживает до определенного момента. Внезапно выясняется, что волосы
нужно сбривать. Оказывается, все девушки делают так. Заключить противоположное
достаточно трудно: необходимость болезненной процедуры транслируется отовсюду.
Более того, она поощряется. Что в это время думает девушка? Мозг сигнализирует
об ошибке, с ней что-то не так. Собственное мнение и способность отстоять его
только-только зарождаются. Иного опыта/образца у нее также нет, поэтому
неудивительно, что положительный окрас выбритости/макияжа/пр. воспринимается за
чистую монету. Итого: навязанное начинает считаться своим. Начало
«длясибя» положено.
Низкая самооценка (а переходный возраст – плодородная почва) может подлить масла
в огонь: получив «дозу дофамина» за поддержание красивого вида,
девушка очевидно захочет еще. Так она почувствует себя ценной, поскольку
одобрение окружающих важно для нее. Она не понимает своей значимости, поэтому
ищет ее извне. Со временем под действием положительного подкрепления у девушки
сформируется связка «украшательства-социальное одобрение-дофамин». В
результате украшательства автоматически считываются как благо, проявление
заботы о себе, ведь они «доставляют удовольствие». Иными словами,
появляется зависимость.
С каждым разом свое лицо видится все более и более чужим. Связь с объективной
реальностью рушится. Девушка видит созданный образ, а не себя настоящую. Она не
прислушивается к своим ощущениям, на неудобства закрываются глаза, ведь
красота требует жертв... «Разве большинство может ошибаться?.. Все так
делают, в этом нет ничего плохого! Значит, это со мной что-то не в
порядке...»
Так что же мы имеем в итоге? Основы феномена «длясибя» закладываются
в возрасте, когда критичное восприятие информации отсутствует. Сигнал ошибки
способствует его полноценному развитию, заставляя считать навязанное своим
собственным. В дальнейшем влияние отрицается, ведь легче выдать за свое, чем
признать, что сдалась под давлением со всех сторон.
Красота - понятие, которое въелось в мозг каждого человека настолько сильно,
что мы не можем оценивать мир, убрав эту призму. Понятие красоты существовало
всегда и распространялось не только на женщин, но сегодня говорить мы будем
только о них.
Концепция красивой женщины на протяжении истории менялась из поколение в
поколение и иногда она казалась здоровой, иногда - нет, но это обманчивое
суждение. Потому что никакая из концепций красоты не имеет ничего общего со
здоровьем и уж тем более свободой.
Концепция красоты в нашем обществе - это целая система ценностей (на данный
момент довольно расистская, хочу заметить) и очередные оковы для женщин. Как бы
ты не соответствовала многочисленным характеристикам своей фигуры, волос,
размера губ, разреза глаз, формы скул, кистей, ступней, ногтей, бровей и
длины ресниц, ты всегда в оковах. И чем выше пьедестал, тем сильнее давление и
жестче осуждение за любое отступление.
Но вы закономерно воскликнете: это не так! Я делаю это для себя и никто меня не
осуждает за отсутствие макияжа!
Правда ли? Тогда давай представим: ты оказалась на необитаемом острове. Ты
начинаешь искать топливо для разведения костра, древесину для постройки дома,
изготавливаешь оружие и силки для охоты на животных, собираешь плоды и
изготавливаешь посуду для сбора питьевой воды.
Ой! А как же накраситься, выпить коктейль для похудения и подкрутить нарощенные
ресницы?
А это все не нужно. Это на самом деле не добавляет никакой ценности тебе как
личности, не делает тебя умнее, смелее, сообразительнее, предприимчивее, не
повышает твою самооценку. Зато хорошо набивает карманы производителям косметики,
фитнес-залам, салонам красоты, клиникам по пластической хирургии и прочим
отраслям в индустрии красоты. Они наживаются на твоих оковах и комплексах, ими
порожденных, а ты этого, возможно, и не замечаешь.
Общество очень любит называть тех, кто отказывается от всех бьюти-практик,
ленивыми грязными жирухами, которые прикрываются бодипозитивом, чтобы не
ухаживать за собой. Самое забавное, что даже если люди не хотят тратить силы на
это бесполезное дерьмо, у них должно быть весомое оправдание на свое
несоответствие стандартам красоты: аллергия на косметику, неудачное лечение и
гормональный сбой, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, жкт и так далее.
Это один из социальных рычагов давления, заставляющий женщин снова и снова
мириться с оковами.
Что же делать, чтобы сорвать с себя эти цепи?
Просто выкинуть косметику будет мало, потому что ты купишь ее снова. Тебе
предстоит долгий и тернистый путь к разрушению установок в своем сознании и
универсального совета тут не будет - у каждой он свой. Но поверь, когда ты
перестанешь оценивать женщин как набор внешних достоинств и недостатков, ты
изменишь и отношение к себе. Ты не будешь мучать себя упражнениями ради сброса
ненавистных килограмм, не будешь наносить токсичную краску и рисовать новое
лицо раз за разом. Ты полюбишь себя такой, какая ты есть, потому что ты уже
ценна и хороша для того, чтобы жить счастливо. И неважно, красивая ты или
нет.
Наверное, у нас в школе была слишком добросоветная учительница биологии, но
меня просто в ступор вгоняют идиоты, объявляющие "гигиеничными" бритье
гениталий и ежедневное мытье головы. Дорогие мои, гигиена - это наука о
сохранении здоровья, а не товарного вида. Гигиенично то, что полезно для
здоровья, а не то, что социально приемлемо.
И вопреки вашим
2022-07-26 в 13:02